суббота, 19 марта 2011 г.

My article on the Echo of Moscow







Эта статья была опубликована на сайте радиостанции Эхо Москвы 19 января 2011 года, где ее прочитали чуть менее девяти тысяч человек.
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что он считает нецелесообразным платить студентам стипендии. Лично я — считаю нецелесообразным платить зарплату господину Дворковичу. По мнению помощника президента, студент должен сам своим трудом зарабатывать деньги, а не «получать компенсации за сам факт своей учебы» (это цитата).
Давайте сначала рассмотрим вопрос — что есть стипендия в российском ВУЗе. Стипендия — это ежемесячная выплата, выдаваемая студентам-бюджетникам при условии отсутствия у этих студентов каких-либо оценок помимо «отлично» и «хорошо», при условии своевременно сданных сессий и отсутствия долгов по учебе. Минимальный размер стипендии — 1170 рублей. Размер стипендии зависит от соотношения количества оценок «отлично» и «хорошо», а также от степени коррумпированности ВУЗа. Лично я учусь при Институте всеобщей истории РАН, где коррупции нет в принципе, поэтому стипендия у меня по российским стандартам достаточно высокая.
На что обычно уходит вся стипендия? На учебу! Бесплатной учебы не бывает в принципе — учебный процесс в любом нормальном ВУЗе связан с очень и очень большим количеством издержек. И нередко качество обучения прямо пропорционально количеству издержек.
Студенту необходимо оплачивать проезд до места учебы. Необходимо закупать специфическую научную литературу. Необходимо обеспечивать себя питанием. Очень дорого обходится студентам выездная практика (например, археологические раскопки). Стипендия — не есть плата за сам факт учебы, это компенсация неизбежных издержек. Причем крайне редко эта компенсация покрывает их полностью.
Если упразднить стипендии, то откуда студент должен будет брать деньги, чтобы обеспечить себе нормальную учебу? Дворкович говорит: «Если талантливый математик — можешь работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования и получать за это деньги. А если это будущий менеджер — может и в компании какой-то работать на два-три часа в день». Дважды порочное и лицемерное заявление!
Начнем с конца. Неуважаемый Аркадий Владимирович, скажите, пожалуйста, а откуда мне взять 2-3 часа в день?
Не так давно была проведена реформа системы высшего образования. Ей я обязательно посвящу отдельную статью, забегая вперед, просто скажу, что эта реформа обязательно в считанные годы убьет академическую науку как таковую. Ее суть такова: вместо того, чтобы отучиться 5 лет и получить диплом о полном высшем, студенты большинства ВУЗов теперь смогут учиться только в течение 4-х лет, получив после сдачи дипломной работы бумагу о неполном высшем образовании.
Господа нехорошие, вы отняли у нас год! В моем ВУЗе вместо того, чтобы изучать десять веков средневековой истории в течение всего учебного года, мы их теперь пытаемся впихнуть в один семестр. То же самое с большинством дисциплин. Нагрузка на студентов по вашей милости выросла в 2 раза! Все, подчеркиваю, — все свободное ото сна время мы теперь тратим на институт, библиотеку и курсирование между двумя этими точками. На сон, кстати, времени остается мало. Так откуда нам взять ВРЕМЯ и СИЛЫ работать? Причем работать не ради нового телефона или плеера — а чтобы просто обеспечить себя материальными средствами для нормальной учебы.
Второй пункт — по поводу работы на кафедре. Аркадий Владимирович, вы что, в институте никогда не учились? Не слышали о том, что студенты и так работают в ВУЗах? Если вы прилетели к нам с Луны, то позвольте вам объяснить, чем ВУЗ отличается от школы.
Когда ученик идет в школу, он идет за получением знаний. Ему дают знания, он их усваивает. Когда студент идет в институт, он идет за тем, чтобы получить необходимые навыки и инструментарий, чтобы он уже сам — уже с первого курса — занимался исследованиями, производством знаний. Это не работа? А что это по-вашему?
Иногда мне кажется, что все наши чиновники — включая Самого Главного Чиновника — живут в каких-то своих мирках, где не работают ни законы логики, ни даже законы физики. Ускорение равно эм делить на эф. Площадь круга равно пи разделить на эр. Модернизация равно уничтожение системы образования умножить на промывку мозгов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий